[греч. ῾Ιερώνυμος; в миру Иероним Коцонис, греч. ῾Ιερώνυμος Κοτσώνης] (1905, с. Истерния, о-в Тинос, Греция - 15.11.1988, там же), архиеп. Афинский и всей Эллады (1967-1973). Происходил из бедной семьи; отец И.- моряк, скончался за 3 месяца до его рождения. Детские годы И. провел в Афинах, где его мать устроилась работать поварихой. По окончании школы братьев Ризариев он в 1924-1928 гг. обучался на богословском фак-те Афинского ун-та, окончив его с отличием. Являлся председателем отд-ния «Христианского братства молодых людей» (Χριστιανικὴ ἀδελφότης Νέων). B 1934 г., получив от ун-та стипендию Манусиса, продолжил свое образование в течение 6 семестров в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде. Вернувшись в Грецию, приступил к изучению христ. надписей на Пелопоннесе; собранный им эпиграфический материал впосл. был переработан и издан Н. Веисом.
4 янв. 1939 г. И. без изменения имени принял монашеский постриг в афинском Бесплотных сил Петраки мужском монастыре, был рукоположен во диакона и служил в ц. св. Ирины на ул. Эола. Своим духовным отцом, председателем богословского братства «Жизнь» (Ζωή) архим. Серафимом (Папакостасом), И. был представлен архиеп. Афинскому Хрисанфу и назначен 2-м секретарем Свящ. Синода и издателем официального органа Элладской Православной Церкви «Церковь» (᾿Εκκλησία). 23 июня 1940 г. был рукоположен во иерея. Возведен в сан архимандрита. Служил приходским священником в ц. вмч. Димитрия в Кифисье и затем генеральным архиерейским эпитропом Кифисьи.
В 1940 г. И. на богословском факультете Афинского ун-та защитил дис. «Хронологические вопросы о Кресте и монограммах» и ему была присуждена научная степень доктора богословия. Еще до начала греко-итал. войны он разработал проект создания орг-ции содействия Церкви борющемуся народу; проект был предложен на рассмотрение архиеп. Хрисанфа. Последний поручил ему создать орг-цию «Заботы о призванных на воинскую службу» (Πρόνοια στρατευομένων), впосл. преобразованную в «Национальную организацию христианской солидарности».
Коллаборационистское правительство в нояб. 1941 г. отстранило И. от должности секретаря Свящ. Синода. Архиеп. Хрисанф незадолго до своего изгнания определил И. священником в храм при больнице Эвангелизмос (Благовещение), где он и служил в годы нем. оккупации. И. содействовал открытию столовых, оказывал духовную и материальную помощь больным, бедным, сиротам.
После освобождения Греции И. возглавлял «Союз возвращения на родину» (Δέμα ἐπαναπατρισμοῦ) и церковные орг-ции по восстановлению разрушенных храмов. После окончания второй мировой войны посвятил себя научной работе. В 1947 г. И. был приглашен к королевскому двору. Благодаря дружбе с кор. Павлом I 29 сент. 1949 г. он был назначен придворным священником и занимал эту должность до своего избрания архиепископом в 1967 г. Был воспитателем наследного принца, будущего кор. Константина II.
В 1950-1956 гг. И. являлся Генеральным секретарем Комиссии Освобождения Кипра, возглавляемой Афинским архиеп. Спиридоном; с 1954 г. был членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей и др. его комитетов, активным экуменическим деятелем. И. часто представлял Элладскую Церковь на различных межхрист. совещаниях и торжествах в Австрии, Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландах, Дании, Италии, СССР, Франции. В качестве представителя Элладской Церкви совершил поездки в Америку, страны Африки и Ближ. Востока, Индию; посетил св. места Палестины.
В 1959 г. И. избран профессором канонического права и пастырского богословия Фессалоникского ун-та им. Аристотеля. В общей сложности И. опубликовал ок. 90 богословских работ в виде монографий или статей, помещенных в журналах «Богословие» (Θεολογία), «Церковь» и в «Религиозно-этической энциклопедии» (ΘΗΕ), посвященных различным вопросам канонического права, раннехрист. и визант. истории, проблемам общения православных с инославными. Наиболее значительные из переводов - книги Holzner J. Paulus (Freiburg i Br., 1947, перевод с 21-го издания) (Holzner J. ῾Ο Παῦλος. ᾿Αθῆναι, 1948) и Guardini R. Il Signore (19553) (Guardini R. ῾Ο Κύριος. ᾿Αθῆναι, 1955-1956. 3 т.).
После военного переворота в Греции (21 апр. 1967) в мае 1967 г. новое греч. правительство вынесло ряд постановлений, касающихся Церкви. Был распущен прежний состав Свящ. Синода, число его членов сокращено с 12 до 8, установлен максимальный возраст правящих архиереев - 80 лет. В связи с этим 89-летний архиеп. Хризостом II был отправлен на покой.
11 мая 1967 г. новый Синод из 8 членов избрал И. архиепископом Афинским и всей Эллады (процедура избрания Синодом сокращенного состава и отсутствие заявления об отставке от Хризостома II вызвали многочисленные протесты и поставили под сомнение каноничность выборов), 12 мая состоялась хиротония И. во епископа, а 17 мая - интронизация. И. обвиняли в том, что он являлся послушным орудием хунты и ничего не предпринял для спасения греч. монархии, хотя долгие годы был придворным духовником.
В отличие от Хризостома II, протестовавшего против инициированного К-польским Патриархом Афинагором диалога с Римом, И. был активным поборником экуменизма. С 8 по 11 июня 1967 г. И. находился в К-поле с офиц. визитом, результатом к-рого стало заявление о единой церковной политике Элладской Церкви и К-польского Патриархата в отношениях с правосл. и инославными Церквами. В 1970 г. И. резко выступил против предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке.
За время возглавления Элладской Церкви И. посетил также Кипрскую (1967), Румынскую (1968), Болгарскую (1969), Александрийскую (1971) и Сербскую (1972) Православные Церкви.
Вскоре после вступления на архиепископскую кафедру И. предложил проект реорганизации Элладской Церкви, в частности изменение границ и числа митрополий так, чтобы в каждой из них насчитывалось по 200 тыс. чел. паствы. В таком случае в Греции, включая Крит (8 епархий) и Додеканес (4 епархии), находящиеся в юрисдикции К-польского Патриархата, должно насчитываться ок. 40 митрополий вместо действовавшей 81.
И. активно участвовал в благотворительной деятельности: учредил больницы для духовенства, 186 касс помощи неимущим, неск. центров и 110 домов для престарелых, лагеря для детей духовенства и др., оказывал помощь пострадавшим от стихийных бедствий; организовал «Движение любви» (Κίνημα ᾿Αγάπης). И отменил обязательную денежную пошлину за совершение таинств Крещения, Брака, обряда похорон и др., предоставив верующим возможность самим определять сумму пожертвований за совершение того или иного таинства.
В принятый в 1969 г. новый церковный Устав не было включено постановление прежнего Патриаршего и Синодального акта 1928 г., к-рым митрополии «новых земель» (Сев. Греции) эпитропически уступались Элладской Православной Церкви, что вело к полному изъятию этих епархий из ведения К-польского патриарха.
8 марта 1969 г. И. неожиданно подал в отставку, ссылаясь на то, что исполнение обязанностей предстоятеля требует больших физических сил, но она не была принята Свящ. Синодом.
Сложности во взаимоотношениях архиепископа с митрополитами, гл. обр. митрополий «новых земель», требующими равного представительства в Свящ. Синоде с архиереями «древних земель», претензии К-польского Патриархата на фактическое подчинение сев. митрополий, а также проблемы со здоровьем заставили И. в кон. марта 1973 г. снова заявить о своем желании уйти в отставку. Однако Свящ. Синод предоставил ему отпуск для лечения, и архиепископ удалился на родину - о-в Тинос.
После нового военного переворота 25 нояб. 1973 г., повлекшего свержение президента Г. Пападопулоса, личного друга И., архиепископ публично заявил о своем решении уйти в отставку, к-рая была принята Свящ. Синодом 19 дек. 1973 г. Последние годы жизни И. провел на о-ве Тинос.